Согласно правилам дорожного движения, обочина предназначена для движения по ней пешеходов, велосипедистов, гужевых повозок и т.д. Если же на обочину выехал автомобиль, но не с целью остановки или стоянки, в случае, когда для парковки нету более подходящего места, его ожидает минимальный штраф 500 р.
В Кодексе об административных правонарушениях РФ данный аспект рассматривается в отдельной статье, предусматривающей наказания в следующих случаях: выезд на обочину; встречный разъезд; препятствование передвижению организованной колонны транспорта или пешеходов. За все эти нарушения предусмотрен штраф 500 рублей (КоАП 12.15 часть первая).
Есть отдельный пункт в правилах дорожного движения РФ - 9.9, согласно которому передвигаться по обочине имеют права только те машины, которые подвозят товар в магазины, при отсутствии других путей доставки. Сложно что-либо доказать инспектору, если он вас остановит за движение по обочине. Некоторые водители, например, пытаются доказать, что они съехали на обочину для того, чтобы найти место для остановки, однако, это им не удалось и они были вынуждены проехать по ней некоторое расстояние. Но такие объяснения практически никогда не проходят.
Еще один любопытный момент — движение по встречной обочине. Например, вы выезжаете с второстепенной дороги на главную, на которой в данный момент пробка. Можно долго плестись в тянучке, а можно попробовать повернуть налево на встречную обочину и объехать причину пробки. Наказание в этом случае будет более серьезным, чем минимальное денежное взыскание, поскольку вы совершили фактический обгон с нарушениями, а также выехали на полосу, которая предназначена для встречного транспорта. Поэтому вам придется отвечать по статье 12.15 ч.4. В обновленной таблице штрафов, которая начала работать с сентября 2013 года, это — 5 тысяч российских рублей или лишение водительского удостоверения на четыре-шесть месяцев.
По данным Всемирной организации здравоохранения, от травм, полученных в ДТП, в мире ежегодно погибает 1,2 млн человек и чуть меньше 50 млн травмируются. В России погибает более 36000 человек.
Основная часть дорожно-транспортных происшествий (81,5%) состоит из аварий с участием мототранспортных средств и пешеходов. Остальные 13,3% – транспортных средств. По вине пешеходов – 58,4% происшествий. В состоянии опьянения находилось 35,2% пешеходов, пострадавших в ДТП. По вине водителей произошло 41,6% аварий. В состоянии алкогольного опьянения были замечены 8,1% водителей.
Правила дорожного движения разработаны не просто так – их нужно соблюдать! Но коль вы собираетесь нарушить (а таких водителей не мало, и чего уж греха таить – незначительные нарушения допускает каждый водитель), то учитывайте, что другие участники в этот момент едут, стараясь не нарушать Правила.
Так, 07.05.2016 года в 14 часов 15 минут на территории Ломоносовского района ЛО, а/д «Петродворец-Кейкино» 23 км 350 м водитель мужчина,1986 г.р., житель д.Гостилицы, управляя а\м Фольксваген Джетта, следовал по а\д Петродворец-Кейкино в направлении от а\д ЮПК в сторону «КАД». Совершил столкновение с а\м Киа Пиканто, под управлением водителя мужчины, 1950 г.р., жителя д.Лопухинка, следовавшего в попутном направлении, совершившего разворот в обратном направлении. Из объяснения пассажира а\м Фольксваген Джетта, женщины (мать пострадавших несовершеннолетних) было установлено, что находясь в момент ДТП в салоне автомашины, она увидела автомобиль Киа Пиканто, двигавшийся по обочине, справа, без предупреждающего сигнала поворотника, начавшего совершать разворот налево с обочины, при этом, не заметив автомобиля Фольксваген Джетта. Столкновения избежать не удалось, от удара автомобиль Фольксваген Джетта отнесло в кювет, находившийся слевой стороны дороги. В результате ДТП пострадали водитель и два несовершеннолетних (девочка 1,5 года и мальчик 8 лет; оба находились в детских удерживающих устройствах) пассажира а\м Фольксваген Джетта.
Наблюдение за дорогой и анализ дорожных ситуаций никто не отменял. Водитель принимает решение исходя из того, что он видит. Если дорожную ситуацию впереди машины видно через лобовое стекло, поскольку глаза смотрят вперед, то обстановка с боков автомобиля не попадает в этот обзор.
А перед любым маневром (перестроение, повороты налево, направо и др.) нужно точно знать, что творится вокруг автомобиля. Не только впереди машины, а еще сбоку и сзади нее. Для этого есть зеркала заднего вида, т.е. смотреть в них нужно почаще. А перед самим маневром еще нужно быстро повернуть голову в сторону маневра и проверить взглядом мертвую (слепую) зону. Так нужно делать постоянно, чтобы этот алгоритм действий вошел в привычку. Это будет хорошая привычка, а любые привычки – это надолго.
Чтобы не попадать в подобные ситуации, остается только посоветовать соблюдать правила дорожного движения, вести себя прилично на дороге, поскольку вы не только создаете себе дополнительные проблемы, но и отнимаете время у других участников движения!!!
Будьте внимательны за рулем!!!
С уважением к Вам,
Инспектор по пропаганде ОГИБДД ОМВД России
по Ломоносовскому району Ленинградской области
старший лейтенант полиции Медведева Ю.А.